https://vk.com/@moi_zemlyaki-muzei-bavlenskoi-shkoly-ot-istokov-k-sovremennm-tendenciyam
Музей Бавленской школы: от истоков к современным тенденциям
История музея Бавленской школы имеет огромное исследовательское поле. Краеведческие изыскания с момента основания школы вели учителя, чьи имена вписаны сегодня в школьную летопись золотыми буквами: Пармёнов С.П., Савченко Н.С., Худяков Н.А., Бычкова М.Д., Акимов В.Я. Однако музейное пространство школы было сформировано относительно недавно. В 2004 г. был реализован социальный проект, а в 2006 г. музей «Мои земляки» был паспортизирован и получил официальный статус. Руководителем музея Бавленской школы с 2000 г. является учитель истории И.В. Малыгина, музейные проекты реализует команда «Активисты школьного музея», из которой уже вышло несколько поколений экскурсоводов-исследователей, в том числе несколько профессиональных музеологов. Музей «Мои земляки» позиционирует себя как лабораторию, за каждым экспонатом нашего собрания стоит самостоятельное исследование. Именно так музейное пространство получает импульс к развитию и становится притягательным для посетителей [1]-[2]. Самые яркие исследования мы представляем на конкурсе движения «Отечество». Призовые места на районном, областном и всероссийском уровнях получали работы активистов школьного музея Ксении Утёнковой, Анастасии Денисовой, Натальи Ключниковой, Никиты Кузнецова, Юлии Мурашовой.
Выйти за пределы музейного пространства школы в пространство виртуальное мы решили в тот момент, когда уже были достигнуты определённые успехи: от паспортизации до победы во Всероссийском конкурсе школьных музеев, от первых побед на краеведческих конференциях до успешной презентации музейных исследований на конкурсе «Учитель года России». Виртуальная площадка #МоиЗемляки функционирует с начала 2018 г., она должна вывести музей на новый уровень исследовательской работы.
Виртуализация - современная тенденция в образовании. Музей «Мои земляки» не отстает от прогресса, поэтому было принято решение создать его виртуальную площадку. Анализ потенциала школьного виртуального музея как исследовательской лаборатории был совершенно необходим! Мы хотели сделать виртуальный музей интересным для молодых людей до 18 лет. Методом сравнительного анализа были изучены многие виртуальные музейные площадки, и было принято решение о размещении музея #МоиЗемляки в социальной сети «ВКонтакте». Актуальный формат виртуальной презентации музейного экспоната мы искали, отказываясь от всех вариантов, которые не дают значительного числа просмотров целевой аудитории. Метод наблюдения показал преимущества короткого видеоролика (1-2 мин.). Так появилась основная концепция: за каждым роликом стоит исследование экспоната, экскурсоводы работают в кадре, динамичный монтаж делает контент актуальным. Уже первые публикации позволили нам разрешить главную проблему музея небольшой школы: к нам пришли посетители! Мы получили до 200 просмотров-посещений в день и впоследствии превзошли эти показатели!
Далее предстояло выяснить, как расширяются исследовательские возможности в виртуальном пространстве, определить наиболее эффективные способы исследований в новой информационной среде. В результате были выявлены дополнительные возможности атрибуции музейного экспоната. Размещая фотографии музейной коллекции в социальной сети, мы смогли их атрибутировать по комментариям пользователей. Часто это отклики родственников, которые узнают старые фотографии и с удовольствием вступают с нами в диалог, уточняя важные детали. Кроме того, открылись новые возможности изучения статистических данных. Группа «ВКонтакте» в режиме онлайн обновляет данные по количеству посещений, возрасту посетителей, охвату стран и городов. Статистика этих просмотров очень любопытна. Наши виртуальные посетители - это молодые люди до 18 лет. Они живут в разных городах и странах. Важно отметить, что виртуализация создаёт дополнительные возможности исследовательской коммуникации. Эти возможности необходимо осознать и, например, обратиться к члену сообщества #МоиЗемляки из другого города с просьбой выслать фотодокумент, взять интервью или создать аудиогид о важном для нас моменте истории.
Наш опыт подтверждает гипотезу о том, что виртуализация школьного музейного пространства эффективна для привлечения посетителей, она создаёт конкурентоспособный контент в Интернете и расширяет возможности исследовательской деятельности школьного музея. История музея Бавленской школы продолжается формирующейся здесь и сейчас виртуальной площадкой #МоиЗемляки.